1. Назовите дату основания УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»
+2. 1 ноября 1934 г
2. Кто был первым ректором УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»
+3. М.А.Хазанов
3. Сколько факультетов в УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» по состоянию на 1 сентября 2008 г.?
+2. 7
4. Какое событие в истории высшего образования Беларуси произошло в 1959 г.?
+2. В ВГМИ был открыт фармацевтический факультет
5. Чем знаменателен 1984 год в истории УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»?
+1. Награждение орденом Дружбы народов
6. Чем знаменателен 1999 год в истории УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»?
+3. Аттестация и аккредитация на статус профильного университета
7. Какие утверждения правильно характеризуют историю фармации и медицины как науку и учебную дисциплину?
+1. Это составная часть общеисторической науки
+2. Это наука о зарождении, становлении, развитии и современном состоянии фармации и медицины
+3. Это наука о развитии фармации и медицины в историческом прошлом
+5. Это теоретическая фармацевтическая (медицинская) наука
8. Назовите разделы истории фармации и медицины
+1. Общая история фармации и медицины
+3. Частная история фармации и медицины
9. Что изучает общая история фармации и медицины?
+1. Закономерности и отличительные черты развития фармации и медицины
+2. Влияние знаменитых ученых на эволюцию медико-фармацевтических знаний
+4. Определяющие научные направления, важнейшие открытия и достижения
10. Что изучает частная история фармации и медицины?
+1. Возникновение и развитие отдельных медицинских и фармацевтических дисциплин
+5. Деятельность выдающихся ученых в каждой области медицины и фармации
11. Белорусская фармация и медицина имеет…
+2. Интернациональный характер, ее создавали представители разных национальностей
12. Назовите выдающихся ученных и врачей, которые родились в Беларуси
+1. А.А.Богданов
+2. З.П.Соловьев
+3. В.А.Кашеварова-Руднева
+5. А.-Э.Я.Крассовский
13. На чем основана периодизация всемирной истории фармации и медицины?
+1. На современной периодизации всемирной истории
+3. В основу положена смена социально-экономических формаций
14. Сколько периодов включает всемирная история медицины и фармации?
+1. 5
15. Какой эпохе соответствует характеристика: первобытно-общинный строй; эмпирические знания; само- и взаимопомощь, формирующаяся медицина; анимизм, тотемизм, фетишизм, магия; культовое врачевание?
+3. Первобытное общество
16. Какой эпохе соответствует характеристика: рабовладение; влияние мифологии и религии; жреческая медицина; формирование традиционной, профессиональной и государственной медицины; народная медицина?
+4. Древний Мир
17. Какой эпохе соответствует характеристика: феодализм; влияние христианства и ислама; народная медицина; профессиональная, монастырская медицина; зарождение научной медицины и фармации?
+5. Средневековье
18. Какой эпохе соответствует характеристика: капитализм; влияние материализма и естествознания, медицина научная, профессиональная, государственная; сохраняются народная и традиционная медицина?
+2. Новое Время
19. Какой эпохе соответствует характеристика: капитализм и социализм; влияние НТР, научность, техногенность, интернациональность и международное сотрудничество; различные формы организации здравоохранения; сохраняются народная и традиционная медицина?
+1. Новейшее Время
20. Средства и приемы лечения, которые являются результатом многовекового опыта народа; передавались устно из поколения в поколение – это …
+3. Народная медицина
21. Совокупность средств и приемов врачевания, основу которых составляет стройная религиозно-философская концепция – это…
+4. Традиционная медицина
22. Можно ли применять термин «нетрадиционная медицина» к методам: иглоукалывание, массаж, фитотерапия?
+2. Нет
23. Назовите черты, определяющие существование традиционной медицины
+1. Основу составляет самобытная религиозно-философская концепция
+3. Стабильность и постоянство на протяжении столетий
+5. Наибольшая эффективность и жизнеспособность на исторической родине
24. Назовите отличительные черты научной медицины и фармации
+1. Создание научно- (экспериментально-) обоснованных концепций
+4. Основу составляет научный эксперимент, который должен подтверждать все философские идеи, эмпирические знания, гипотезы, теории
+5. Принадлежит всей человеческой цивилизации
25. Назовите источники изучения истории медицины и фармации
+3. Письменные источники
+4. Вещественные (материальные) источники
+5. Кино-, фото-, теле-, видео-, аудиодокументы
26. Назовите примеры этнографических источников изучения истории медицины и фармации
+3. Обряды
+5. Обычаи
27. Назовите примеры устных (фольклорных) источников изучения истории медицины и фармации
+2. Легенды
+4. Пословицы
+6. Поговорки
28. К какой группе исторических источников можно отнести монеты, медали, значки, амулеты, талисманы, обереги, иконы
+4. Вещественные (материальные) источники
29. К какой группе исторических источников можно отнести папирусы; глиняные таблички с клинописью; религиозные книги; государственные законы и т.п.?
+3. Письменные источники
30. Каким термином лорд Б.Мойниган обозначил врачей, которые проявили себя в политике, технике, литературе, искусстве и других сферах?
+4. Врачи-труэнты
31. Назовите наиболее известные общие эмблемы медицины
+1. Змея
–2. Солнце
+3. Свеча
+4. Красный крест
–5. Белый крест
32. Какую область медицины символизирует птица пеликан?
+2. Донорство
33. Какое животное в средние века считалось символом фармации?
+1. Крокодил
34. Назовите эмблемы фармации?
+1. Ступка с пестиком
+2. Крокодил
35. Назовите источники изучения истории первобытного врачевания и лекарствоведения
+1. Орудия труда и предметы быта, наскальные рисунки
+3. Данные палеопатологии: следы травм, трепанации черепа
+5. Обряды, заговоры, заклинания и другие
36. Для каких первобытных обществ источником изучения врачевания и лекарствоведения являются обряды, заговоры, заклинания, лекарственные средства, методы лечения и т.п., которые приводятся в описаниях путешественников?
+2. Синполитейных
37. Что изучает палеопатология?
+1. Патологические изменения останков скелета первобытного человека
38. Перечислите первобытные верования, которые оказывали влияние на врачевание и лекарствоведение
+1. Тотемизм
+2. Фетишизм
+4. Анимизм
+5. Магия
39. Что такое тотемизм?
+3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
40. Что такое анимизм?
+1. Вера в души, духов и одухотворение природы
41. Что такое фетишизм?
+4. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
42. Что такое магия?
+2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
43. На чем основывалось лечение заболеваний с позиций анимизма?
+1. Изгнание духов болезни посредством заговоров, обрядовых действий
+3. Использование для изгнания духов болезни одурманивающих, наркотических средств, горечей и др
+5. Изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок
44. Как с позиций анимизма объяснялись причины болезни?
+1. Болезнь - это результат вселения в тело духа умершего предка
+4. Болезнь - это результат вселения в тело злого духа, духа болезни
45. С какой целью первобытные люди проводили трепанацию черепа?
+1. Для изгнания злых духов и духов болезней
+3. С целью оперативного лечения после травмы
46. На чем основывалось лечение заболеваний с позиций фетишизма?
+4. Использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п
47. Как осуществлялась подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества и Древнего Мира?
+1. Семейные школы (передача знаний из поколения в поколение)
+3. Передача медицинских знаний узкому кругу посвященных
48. Можно ли считать первобытное врачевание и лекарствоведение примитивной медициной?
+2. Нет, оно не было примитивным для своего времени
49. Можно ли считать первобытное врачевание истоком народной, традиционной и научной медицины?
+1. Абсолютно верно
50. Как в старину на Руси называли лекарственные средства?
+1. Зелия
51. Кого в старину на Руси называли «зелейниками»?
+2. Людей, которые занимались сбором лекарственных растений и приготовлением лекарственных средств
52. Как на Руси называли народных лекарей?
+1. Знахари
+2. Кудесники
+4. Зелейники
+5. Ведуны, ворожеи, чародеи, колдуны и т.п
53. Кто в старину на Руси занимался родовспоможением?
+4. Бабки-повитухи
54. Какие средства используются в народной медицине восточных славян?
+1. Лекарственные растения
+2. Средства животного происхождения
+3. Минеральные средства
+4. Заговоры и молитвы
55. Что делали в старину в русской бане?
+2. Мылись и парились
+3. Лечили заболевания
+4. Принимали роды
+5. Делали кровопускания
56. Какая природная стихия у восточных славян в наибольшей степени почиталась как священная и обладающая целебной силой?
+2. Вода
57. Пирамиды, папирусы. Боги и божества: Исида, Тот, и др. Имхотеп. Заупокойный культ → бальзамирование → развитие описательной анатомии. Развитие химии, фармакологии, косметологии. Какая это цивилизация?
+3. Древний Египет
58. Перечислите источники изучения истории медицины и фармации древнего Египта
+1. Описания историков и писателей древности
+2. Пирамиды, мумии, гробницы, саркофаги, заупокойные стелах
+4. Папирусы
59. Какой папирус назывался «Книга приготовления лекарств для всех частей тела»?
+3. Эберса
60. Что составляло основу древнеегипетской мифологии и религии?
+2. Культ животных: Уаджит, Исида, Тот, Сохмет, Анубис и др
+3. Заупокойный культ, вера в загробную жизнь
61. Что означает древнеегипетский символ священный «глаз Гора»
+3. Символ долговечности, силы и великодушия профессии врача и аптекаря, изображался в начале медицинских предписаний («Recipe»)
62. Кто из богов, согласно мифологии, научил египтян бальзамированию?
+4. Анубис
63. Как еще называли автора книг по алхимии египетского бога Гермеса?
+2. Имхотеп
+3. Фармаки (защитник, избавитель, исцелитель)
64. Герметические книги – это …
+3. Древнеегипетские книги по алхимии, лекарствоведению
65. Почему древние греки называли Имхотепа «египетский Асклепий»?
+1. Имхотеп был реальным человеком, простолюдином, ставшим благодаря своему таланту верховным жрецом и известным врачом, а затем был обожествлен
+3. Имхотеп был искусным врачом, архитектором пирамид, астрономом, талантливым литератором и поэтом
66. Что такое анк (таукрест)?
+1. Один из наиболее древних медицинских символов
+4. Символ древнеегипетского бога-врачевателя Имхотепа
67. Какую древнюю цивилизацию считают родиной косметики?
+3. Древний Египет
68. Клинопись. Законы царя Хаммурапи. Боги и демоны: Эа, Иштар, Эрешкигаль, Нергал, Гула, Нингишзида, Ниназу, Пазузу, Ламашту и др. Врачи-эмпирики (асу) и врачи-заклинатели (ашипу). Какая это цивилизация?
+2. Древний Вавилон
69. Какие 2 группы врачевателей сформировались в древнем Вавилоне?
+1. Асу (врачи-эмпирики)
+3. Ашипу (заклинатели)
70. Как назывался один из наиболее древних правовых документов, который регламентировал деятельность врачевателя в древнем Вавилоне?
+4. Законы Хаммурапи
71. Традиционная медицина. Инь-ян, 5 стихий. Чжэнь-цзю терапия (акупунктура). Пульсовая диагностика. Женьшень, камфора. Гимнастика, массаж. Какая это цивилизация?
+2. Древний Китай
72. Назовите элементы медико-философских представлений, которые составляют основу традиционной китайской медицины?
+1. Существует 2 противоположных начала: инь и ян, их взаимодействие порождает 5 стихий. Нарушение их равновесия приводит к заболеванию
+3. Причина болезни – долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх)
+5. Выделяют 2 группы синдромов: избытка – ян-синдром; недостатка – инь-синдром
73. Какие лекарственные средства заимствованы научной медициной и фармацией из традиционной китайской медицины?
+1. Женьшень
+2.Лимонник китайский
+4. Камфора
74. Назовите древнюю цивилизацию, где появилась первая в Мире фармакопея?
+1. Древний Китай
75. Назовите древнекитайского натуралиста, автора трактата по лекарствоведению «Бэнь-цао-гань-му»
+2. Ли Шин Чен
76. Объясните механизм действия акупунктуры
+1. Энергия протекает через специальные каналы
+2. Главные каналы (меридианы) проецируются в определенных точках на поверхности тела (более 300); воздействие на них открывает эти каналы
+4. Через каналы выходит избыток энергии или восполняется ее недостаток; восстанавливается нарушенный баланс инь-ян
77. Что такое вариоляция?
+3. Форма профилактики натуральной оспы
78. Веды: «Аюрведа»; «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и др. Боги: Ашвины и др. Буддизм. Дхармашала. Касты. Лечили брахманы, кшатрии, вайшьи. Хорошо развита хирургии, ринопластика. Йога. Какая это цивилизация?
+4. Древняя Индия
79. Перечислите источники изучения истории медицины и фармации в древней Индии
+3. Веды
+4. «Предписания Ману»
+5. «Чарака-самхита»
+6. «Сушрута-самхита»
80. Какая религия оказала существенное влияние на развитие медицины и фармации в древней Индии?
+2. Буддизм
+5. Индуизм
81. Назовите наиболее известных врачей древней Индии
+1. Дживака
+3. Чарака
+5. Сушрута
82. В какой древней цивилизации считалось, что «в руках невежды лекарство – яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих, оно уподобляется напитку бессмертия»
+3. Древняя Индия
83. Назовите основные характеристики лечения болезней с позиций Аюрведы
+2. Большое внимание уделяется диетам и правильному питанию
+3. Использование пульсовой диагностики
+4. Используются исключительно природные средства лечения: травы, специи, минералы, эфирные масла и т.п.
+5. Система дош для определения характера и причин заболевания
84. Перечислите медицинские труды Тибета
+3. «Чжуд-ши»
+4. «Атлас тибетской медицины»
85. «Илиада» и «Одиссея» Гомера и др. Культ Асклепия: Гигиея, Панакея; асклепиады; асклейпионы. Врач↔Философ. Демокрит. Аристотель. Гиппократ, Герофил, Эразистрат и др. Какая это цивилизация?
+5. Древняя Греция
86. Для какой цивилизации наиболее характерно, что все великие врачеватели были философами, а многие философы хорошо знали медицину?
+4. Древняя Греция
87. Под каким именем был известен древнегреческий бог врачевания Асклепий у древних римлян?
+2. Эскулап
88. Назовите имя бога-целителя, с которым связано развитие храмового врачевания в древней Греции?
+2. Асклепий
89. Что такое асклейпионы?
+1. Храмы в честь Асклепия
90. Назовите наиболее почитаемых детей древнегреческого бога Асклепия?
+1. Гигиея
+4. Панакея
91. Какие термины произошли от их имен древнегреческих богинь Панакея и Гигиея?
+2. Панацея – универсальное средство от всех болезней
+3. Гигиена – наука о профилактике заболеваний
92. Кем считал себя Гиппократ по отношению к богу Асклепию?
+2. Асклепиадом, прямым потомком Асклепия
93. Что такое «вотивные приношения»?
+2. Изображения исцеленных органов из мрамора, золота, серебра, которые благодарные пациенты дарили храмам в древней Греции
94. К какой медицинской школе древней Греции принадлежал Гиппократ?
+2. Косская
95. Назовите труд Гиппократа, который включает 5 сочинений: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»
+1. «Гиппократов сборник»
96. Назовите труды, которые историки приписывают Гиппократу
+1. «Афоризмы»
+2. «Эпидемии»,
+3. «О воздухах, водах, местностях»
+5. «О переломах»
+6. «О древней медицине»
97. На чем основано учение Гиппократа о четырех темпераментах?
+2. Преобладание в организме одного из 4-х телесных соков: крови, слизи, желтой желчи, черной желчи
98. Назовите 4 темперамента согласно учению Гиппократа
+1. Сангвиник
+2. Флегматик
+4. Холерик
+5. Меланхолик
99. Назовите принцип лечения, основоположником которого считается Гиппократ?
+3. Аллопатия
100. Кому принадлежит изречение «Врач-философ равен богу»?
+1. Гиппократу
2. Перечислите основные достижения Гиппократа и его школы
+1. Принцип «не навреди»
+2. «Клятва Гиппократа»
+3. Принцип аллопатии
+5. Учение о четырех соках и четырех темпераментах
3. Цельс «О медицине», Гален «О назначении частей человече-ского тела»; акведуки, термы. Первые врачи – рабы, затем – врачи-отпущенники, свободные врачи. Валетудинарии, военные врачи. Архиатры. Какая это цивилизация?
+6. Древний Рим
4. Что было характерно для медицины и фармации Древнего Рима?
+1. Развитие военной медицины
+2. Врач состоял на государственной службе
+4. Архиатры – оплачиваемы должности врачей
5. Назовите медико-гигиенические достижения Древнего Рима
+1. Система канализации Cloaca Maxima
+3. Акведуки
+4. Термы
6. Назовите цивилизацию, где первыми профессиональными врачами были врачи-рабы (преимущественно греки)
+3. Древний Рим
7. Назовите наиболее известных врачей Древнего Рима
+1. Асклепиад
+2. Цельс
+3. Гален
8. Как можно охарактеризовать деятельность древнеримского врача К.Галена?
+1. Основоположник экспериментальной анатомии и физиологии
+2. Терапевт и хирург
+4. Врач-философ, познающий природу
+5. «Отец фармации»
9. Что было характерно для медицины и фармации в Визан-тии?
+1. Приюты для больных путников при христианских монастырях
+3. Деятельность врачей-энциклопедистов
+5. Развитие больничного дела
10. Какая религия оказала основополагающее влияние на развитие медицины и фармации в Арабском Халифате?
+3. Ислам
11. Что способствовало расцвету медицины и фармации в Арабском Халифате в период Средневековья?
+1. «Дома мудрости», библиотеки
+2. Могли трудиться ученые различных национальностей и религий
+4. Профессия врача считалась благословенной Аллахом
12. Назовите основное достижение средневекового врача Ибн ан-Нафиса
+2. Описал малый круг кровообращения (раньше, чем в Европе)
13. Известно, что в Арабском Халифате хорошо была развита фармация. Назовите основные достижения
+1. В 754 г. в Багдаде была открыта первая в Мире аптека
+2. Готовили спиртовые вытяжки из лекарственных растений
+4. Для улучшения вкуса лекарств использовали тростниковый сахар
14. Перечислите достижения алхимиков Арабского Халифата
+1. Водяная баня
+2. Перегонный куб
+4. Азотная и соляная кислоты
+5. Спирт из тростникового сахара
15. Определите вклад Джабир ибн Хайана (Гебера) в развитие фармации и медицины
+1. Разработал химические процессы прикладного характера
+2. Описал 3 субстанции, что в дальнейшем стало основой для их разделения на металлы, неметаллы и летучие вещества
+3. Усовершенствовал алхимические операции: кристаллизацию, дистилляцию, сублимацию, испарение и др
+5. Изобрел дистиллятор
16. Определите вклад Ар-Рази (Разеса) в развитие фармации и медицины
+2. Изучал действие солей ртути на организм обезьяны
+3. Создал классификацию химических веществ, в которую вошли 3 класса: 1) землистые (минеральные); 2) растительные; 3) животные
+6. Описал новые аппараты, проборы и химические процессы
17. Определите вклад Ибн Зохра (Авензоара) в развитие фармации и медицины
+1. Прославился как искусный хирург и анатом.
+4. Описал операцию трахеотомии
+5. Высказал идею о необходимости испытаний ЛС на животных
+6. Описал некоторые типы опухолей
18. Определите вклад ал-Бируни в развитие фармации и медицины
+3. Автор труда «Фармакогнозия в медицине»
+4. Определил удельный вес многих веществ
19. Определите вклад Ибн ал Талмита в развитие фармации и медицины
+2. Глава врачей Багдада в XII в.
+3. Автор лучшей фармакопеи своего времени
20. Назовите город, где в 754 г. появилась первая в Мире ап-тека?
+2. Багдад
21. Назовите латинизированное имя известного средневекового врача Ибн Сины
+2. Авиценна
22. Кто является автором «Канона медицины»?
+4. Ибн Сина
23. Кого называли аш-Шейх ар-Раис («глава ученых», «князь врачей»)?
+2. Ибн Сину
24. Почему в период раннего и классического средневековья в Западной Европе наблюдался упадок культуры и науки, господство темноты и невежества?
+1. Отсутствие государств
+2. В этот период происходило становление европейской цивили-зации
+5. Тормозящее влияние церкви
25. Что оказывало основополагающее влияние на развитие медицинской науки в эпоху Средневековья в Западной Европе?
+2. Католическая церковь
26. В чем заключалось положительное влияние католической церкви на развитие медицины и фармации в Западной Евро-пе?
+2. Библия как источник медико-гигиенических знаний
+4. Открытие шпиталей, аптек, приютов, богаделен
+5. Открытие медицинских факультетов при университетах
27. В чем заключалось отрицательное влияние католической церкви на развитие медицины и фармации в Западной Евро-пе?
+1. Схоластика и господство церковных догм
+3. Инквизиция (борьба с ересью, гонения на иноверцев, ведьм и др.)
28. Средневековая схоластика – это ….
+1. Религиозная философия, основанная на церковных догматах
+2. Философия, основу которой составлял галенизм
+4. Заучивание трудов Галена, Гиппократа, Авиценны, Аристотеля
29. Что такое галенизм?
+1. Искаженное, одностороннее понимание учения Галена
+2. Основа средневековой схоластики
30. Кто подвергался преследованиям со стороны инквизиции?
+1. Ученые и врачи, которые стремились к осмыслению человече-ской природы через собственные наблюдений и умозаключе-ния
+2. Иноверцы (иудеи, мусульмане), среди которых были лекари, аптекари, алхимики
+4. Ведьмы, среди которых были женщины, которые знали пови-вальное дело, целебные свойства растений
31. Чем знаменита Салернская медицинская школа?
+1. Старейшая медицинская школа в средневековой Европе
+3. «Салернский кодекс здоровья»
+5. Она единственная в стране имела право присваивать звание врача и давать лицензию на медицинскую практику
32. Какой город в средневековой Европе называли «городом Гиппократа»?
+2. Салерно
33. Что первоначально означал термин «университет»?
+1. Объединение людей одной профессии
34. Какой язык считался в Средние века в Западной Европе «языком учености»?
+2. Латинский
35. Как преподавали медицину в средневековом университете?
+1. В прогрессивных университетах труп вскрывался 1 раз в 5 лет
+4. Лектор дословно читал книгу с кафедры, не изменяя ничего из написанного в книге
+5. Наизусть заучивали тексты Галена, Гиппократа, Авиценны
+6. Принцип обучения «слушая и видя»
36. Какие факультеты обязательно имели средневековые университеты?
+2. Медицинский
+3. Юридический
+4. Теологический
+6. Подготовительный
37. Назовите наиболее популярный метод лечения в средневековой Европе, использовавшийся практически при всех заболеваниях
+3. Кровопускание
38. Средневековый врач в одном лице сочетал несколько функ-ций. Назовите их
+1. Врач
+2. Алхимик
+3. Астролог
+5. Маг
39. Что способствовало распространению массовых эпидемий инфекционных заболеваний в средневековой Европе?
+1. Порицание культа чистоты тела со стороны церкви (аскетизм)
+2. Отсутствие в городах канализации и водопроводов
+5. Крестовые походы
+6. Незнание истинных причин заболеваний и отсутствие антибио-тиков
40. Назовите инфекционные заболевания, получившие наиболь-шее распространение в средневековой Западной Европе?
+1. Чума
+3. Проказа
41. «Черная смерть» – это …
+2. Эпидемия чумы в Западной Европе в XIV веке
42. Назовите средневекового врача и астролога, который участвовал в ликвидации эпидемий чумы в Западной Ев-ропе?
+4. М.Нострадамус
43. Как поступали с прокаженными больными в средневековой Западной Европе?
+1. Прокаженного больного при жизни отпевали в церкви
+3. Прокаженных изгоняли из общества, они жили в изоляции
+4. Для изоляции прокаженных открывали лазареты
+5. Прокаженные носили специальную одежду и колокольчики
44. Чем занимались средневековые цирюльники?
+1. Брили и стригли волосы
+2. Готовили простые лекарства
+4. Вырывали зубы
+5. Производили хирургические операции
45. Можно ли говорить о тождественности профессий цирюльника и хирурга в период Средневековья?
+1. Да
46. Определите социальный и профессиональный статус хирур-гии в Западной Европе в период Средневековья?
+4. Ремесло
47. Определите форму подготовки аптекарей в средневековой Европе
+4. Ученичество
48. Что искали средневековые алхимики?
+1. Способ получения золота из неблагородных металлов
+2. «Философский камень»
+4. «Эликсир долголетия»
49. Историческое и научное значение средневековой алхимии в том, что...
+2. Были получены многие лекарственные средства
+3. Были разработаны новые химические методы и приборы
+4. Алхимия является промежуточным этапом развития современ-ной научной химии
50. Назовите известных алхимиков эпохи раннего и классического средневековья
+1. Раймонд Луллий
+2. Альберт Великий
+3. Роджер Бэкон
+6. Фридрих Сертюрнер
51. Определите вклад Раймунда Луллия в развитие фармации и алхимии
+2. Описал способ приготовления азотной кислоты
+3. Оригинальное определение, отражающее взаимосвязь между алхимией и врачеванием
52. Определите вклад Альберта Великого в развитие фармации и алхимии
+1. Поддерживал серно-ртутную теорию металлов, называл ртуть «живым серебром»
+2. Знал способы определения подлинности золота
+5. Умел отделять благородные металлы от неблагородных метал-лов
53. Кого из алхимиков называли «доктор всезнающий, универсальный, великий в естественной магии, еще более великий в философии…»?
+2. Альберта Великого
54. Какими личными качествами, по мнению Альберта Вели-кого, должен был обладать алхимик?
+1. Быть молчаливым и скромным и никому не сообщать ре-зультатов своих исследований
+4. Быть достаточно богатым, чтобы покупать все необходимое для опытов
+5. Избегать всяких отношений с сильными мира сего, так как они будут постоянно интересоваться результатами его труда
+6. Быть терпеливым и выносливым
55. Определите вклад Фра Бовентуры в развитие фармации и алхимии
+2. Заметил свойство «царской водки» растворять золото
+3. Установил свойство азотной кислоты растворять серебро и отделять его от золота
+5. Писал работы по медицине и фармации
56. Определите вклад Роджера Бэкона в развитие фармации и алхимии
+1. Изучал свойства селитры, описал способы получения фосфора, магния, висмута
+2. Предсказал появление химической науки, которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человеческую жизнь»
+4. Первым в Европе нашел способ приготовления черного пороха
57. Чем знаменит французский алхимик Николас Фламель?
+3. Утверждал, что ему удалось получить золото с помощью «философского камня»
+5. На свои деньги он щедро оплачивал строительство часовен и больниц
58. Какие функции выполняла средневековая аптека?
+1. Приготовление лекарств
+2. Продажа драгоценных камней и амулетов
+4. Изготовление и продажа кондитерских изделий
+6. Приготовление алкогольных напитков
59. Что требовалось в период Средневековья от будущего ученика аптекаря в отличие от ученика цирюльника?
+4. Умение писать и читать
60. Что такое митридаты и териаки?
+2. Многокомпонентные лекарственные прописи в период средневековья
61. Как назывались в период Средневековья многокомпо-нентные лекарственные прописи
+1. Митридаты
+3. Териаки
Тема 6. Фармация и медицина в эпоху Возрождения и Рефор-мации (XV-XVII вв.)
62. Назовите основные черты развития науки в эпоху Возрождения
+1. Гуманизм
+2. Антропоцентризм
+4. Метафизическое мышление
+5. Развитие опытного метода
63. Назовите выдающихся представителей медицины эпохи Возрождения
+1. Т.Парацельс
+2. А.Паре
+3. Дж.Фракасторо
+5. А.Везалий
64. Назовите положительные аспекты влияния великих геогра-фических открытий на развитие медицины и фармации
+1. Происходило взаимообогащение медицинских знаний между разными народами
+2. В Европу были завезены новые лекарственные средства
+4. Началось активное изучение и описание новых лекарственных растений
65. Назовите негативные медицинские последствия открытия Америки
+3. Натуральная оспа использовалась как примитивное бактериологическое оружие против коренного населения
+4. Была также уничтожена большая часть историко-медицинского наследия древних цивилизаций инков, майя, ацтеков
+5. В Америку с Европейского континента были завезены новые заболевания
66. Определите вклад французского аптекаря XVI века Т.Леспленгни в развитие фармации и медицины
+2. Дополнение к Фармацевтическому кодексу
+4. «Малый трактат о лесах Эскина», который содержал рекомен-дации по лечению сифилиса лекарственными растениями
67. Определите вклад испанского врача XVI века Н.Монарда в развитие фармации и медицины
+3. Собрал и описал многие растения Америки
+5. Его гербарии стали экспозицией первого в мире музея лекарственных растений
+6. Труд «Медицинская история западной Индии»
68. Определите вклад немецкого ботаника, врача и аптекаря XVI века В.Кордуса в развитие фармации и медицины
+1. Описал получение этилового эфира перегонкой смеси серной кислоты с винным спиртом
+4. Его работы способствовали созданию «Нюрнбергской фарма-копеи»
+5. Автор комментариев к работам Диоскорида
69. Какое лекарственное средство, согласно легенде, в XVII в. привез из Перу в Европу монах-иезуит Хуан Лопес?
+1. Хину
70. Какое отношение к медицине имеет польский астроном и математик Н.Коперник?
+3. Был практикующим врачом
+4. Был инициатором строительства водопровода в городах Речи Посполитой
71. Какие три основные цели медицины сформулировал в своих трудах английский философ и политический деятель Ф.Бэкон?
+1. Сохранение здоровья
+2. Излечение болезней
+4. Продление жизни
72. Назовите пути развития медицины, которые определил в своих трудах английский философ и политический деятель Ф.Бэкон
+1. Изучение анатомии больного организма
+2. Изобретение методов обезболивания
+3. Использование природных факторов
+5. Развитие бальнеологии
73. Определите вклад французского философа Р.Декарта в развитие медицины
+1. Основоположник ятрофизики
+4. В простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги
+5. Разработал оптическую теорию зрения
74. Определите вклад С.Санторио в развитие медицины и физиологии
+2. Создал термоскоп (прибор для измерения теплоты тела)
+4. Изобрел сфигмометр (прибор для измерения пульса)
+5. Сконструировал камеру-весы для изучения обмена веществ путем взвешивания себя, пищи и выделений организма
75. Основоположниками научной анатомии в эпоху Возрождения являются …
+1. А.Везалий
+4. Л. да Винчи
76. Определите вклад Леонардо да Винчи в развитие медицины
+1. Выделил в сердце 4 камеры
+2. Правильно описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы;
+3. Один из основоположников научной анатомии
+5. Методика промывания органов проточной водой
+6. Методика инъецирования воском желудочков мозга и сосудов
77. Назовите врача эпохи Возрождения, который предложил символ медицины – горящую свечу и девиз «Светя другим, сгораю»
+2. Н.Тульп
78. Чем знаменит английский врач, физиолог и эмбриолог У.Гарвей?
+2. Рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообра-щения
79. Определите вклад М.Сервета в развитие медицины и физио-логии
+5. Впервые в Европе описал малый круг кровообращения
80. Какое из утверждений правильно характеризуют ятрохи-мию?
+1. Ятрохимия – это промежуточный этап в развитии химической науки в эпоху Возрождения, человек рассматривался как совокупность химических процессов
+4. Основоположник ятрохимии – Парацельс. Его система лечения основывалась на трех элементах: сере, ртути и сурьме, и их соединениях
81. Назовите выдающихся ятрохимиков эпохи Возрождения
+1. А.Либавий
+3. В.Сала
+4. Д.Сильвий
82. Как определил Т.Парацельс назначение химии?
+2. Химия создает лекарства и направляет их против болезней
+4. Химия должна изучать процессы в организме человека
83. Определите вклад Т.Парацельса в развитие фармации и медицины?
+1. Один из основоположников ятрохимии
+3. Ввел в фармацевтическую терминологию понятие «галеновые препараты»
+4. Сочетал опытный метод познания природы и стремление к магии и пониманию воздействия небесных тел на судьбы людей и их здоровье
+5. Врач-теоретик и практик, основоположник опытного метода в медицине,
84. Кто является автором известного постулата «Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством»?
+5. Т.Парацельс
85. Что, по мнению Т.Парацельса, делает вещество ядом или лекарством?
+2. Доза
86. Кем, по мнению Т.Парацельса, не должен быть врач?
+2. Мучителем, палачом, слугой палача
87. Определите вклад А.Либавия в развитие фармации и ятрохимии
+2. Автор труда «Алхимия», в котором приведено описание химиче-ской посуды, нагревательных приборов, химических операций
+3. Описал получение серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры
+4. Создал первый проект идеальной химической лаборатории
88. Кто создал первый проект идеальной химической лаборато-рии?
+2. А.Либавий
89. Определите вклад И.Гельмонта в развитие фармации и ятрохимии
+1. Получил медь из медного купороса
+2. Ввел термин «газ» и заложил основы химии газов
+5. Выдвинул идею о роли ферментов в процессах в живом орга-низме
90. Определите вклад А.Сала в развитие фармации и ятрохи-мии
+1. Описал способы получения серной и фосфорной кислот
+2. Считал ферментацию результатом «естественного движения в растительных продуктах»
+5. Описал способ очистки сахара
91. Определите вклад Г.Агриколы в развитие медицины, фармации и химию
+2. Сведения по металлургической химии, химии минералов, пробирному искусству
+3. Предложил меры предупреждения болезней профессиональных болезней
+4. Труд «О горном деле и металлургии»
+5. Способствовал развитию аналитической химии
92. Какие инфекционные болезни преобладали в Европе в эпоху Возрождения?
+1. Натуральная оспа
+3. Сифилис
93. В эпоху Возрождения ученые считали, что причинами эпиде-мий являются …
+1. Землетрясения
+2. «Миазмы»
+3. Особое положение звезд
94. Кто сформулировал первую научно обоснованную кон-цепцию распространения инфекционных болезней – «учение о контагии»?
+3. Дж.Фракасторо
95. Определите вклад итальянского врача эпохи Возрождения Дж.Фракасторо в развитие медицины
+2. Учение о контагии (о распространении инфекционных болезней)
+3. Труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении»
+4. Ввел термин «инфекция»+5. Поэма «Сифилис, или фра
+2. 1 ноября 1934 г
2. Кто был первым ректором УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»
+3. М.А.Хазанов
3. Сколько факультетов в УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» по состоянию на 1 сентября 2008 г.?
+2. 7
4. Какое событие в истории высшего образования Беларуси произошло в 1959 г.?
+2. В ВГМИ был открыт фармацевтический факультет
5. Чем знаменателен 1984 год в истории УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»?
+1. Награждение орденом Дружбы народов
6. Чем знаменателен 1999 год в истории УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»?
+3. Аттестация и аккредитация на статус профильного университета
7. Какие утверждения правильно характеризуют историю фармации и медицины как науку и учебную дисциплину?
+1. Это составная часть общеисторической науки
+2. Это наука о зарождении, становлении, развитии и современном состоянии фармации и медицины
+3. Это наука о развитии фармации и медицины в историческом прошлом
+5. Это теоретическая фармацевтическая (медицинская) наука
8. Назовите разделы истории фармации и медицины
+1. Общая история фармации и медицины
+3. Частная история фармации и медицины
9. Что изучает общая история фармации и медицины?
+1. Закономерности и отличительные черты развития фармации и медицины
+2. Влияние знаменитых ученых на эволюцию медико-фармацевтических знаний
+4. Определяющие научные направления, важнейшие открытия и достижения
10. Что изучает частная история фармации и медицины?
+1. Возникновение и развитие отдельных медицинских и фармацевтических дисциплин
+5. Деятельность выдающихся ученых в каждой области медицины и фармации
11. Белорусская фармация и медицина имеет…
+2. Интернациональный характер, ее создавали представители разных национальностей
12. Назовите выдающихся ученных и врачей, которые родились в Беларуси
+1. А.А.Богданов
+2. З.П.Соловьев
+3. В.А.Кашеварова-Руднева
+5. А.-Э.Я.Крассовский
13. На чем основана периодизация всемирной истории фармации и медицины?
+1. На современной периодизации всемирной истории
+3. В основу положена смена социально-экономических формаций
14. Сколько периодов включает всемирная история медицины и фармации?
+1. 5
15. Какой эпохе соответствует характеристика: первобытно-общинный строй; эмпирические знания; само- и взаимопомощь, формирующаяся медицина; анимизм, тотемизм, фетишизм, магия; культовое врачевание?
+3. Первобытное общество
16. Какой эпохе соответствует характеристика: рабовладение; влияние мифологии и религии; жреческая медицина; формирование традиционной, профессиональной и государственной медицины; народная медицина?
+4. Древний Мир
17. Какой эпохе соответствует характеристика: феодализм; влияние христианства и ислама; народная медицина; профессиональная, монастырская медицина; зарождение научной медицины и фармации?
+5. Средневековье
18. Какой эпохе соответствует характеристика: капитализм; влияние материализма и естествознания, медицина научная, профессиональная, государственная; сохраняются народная и традиционная медицина?
+2. Новое Время
19. Какой эпохе соответствует характеристика: капитализм и социализм; влияние НТР, научность, техногенность, интернациональность и международное сотрудничество; различные формы организации здравоохранения; сохраняются народная и традиционная медицина?
+1. Новейшее Время
20. Средства и приемы лечения, которые являются результатом многовекового опыта народа; передавались устно из поколения в поколение – это …
+3. Народная медицина
21. Совокупность средств и приемов врачевания, основу которых составляет стройная религиозно-философская концепция – это…
+4. Традиционная медицина
22. Можно ли применять термин «нетрадиционная медицина» к методам: иглоукалывание, массаж, фитотерапия?
+2. Нет
23. Назовите черты, определяющие существование традиционной медицины
+1. Основу составляет самобытная религиозно-философская концепция
+3. Стабильность и постоянство на протяжении столетий
+5. Наибольшая эффективность и жизнеспособность на исторической родине
24. Назовите отличительные черты научной медицины и фармации
+1. Создание научно- (экспериментально-) обоснованных концепций
+4. Основу составляет научный эксперимент, который должен подтверждать все философские идеи, эмпирические знания, гипотезы, теории
+5. Принадлежит всей человеческой цивилизации
25. Назовите источники изучения истории медицины и фармации
+3. Письменные источники
+4. Вещественные (материальные) источники
+5. Кино-, фото-, теле-, видео-, аудиодокументы
26. Назовите примеры этнографических источников изучения истории медицины и фармации
+3. Обряды
+5. Обычаи
27. Назовите примеры устных (фольклорных) источников изучения истории медицины и фармации
+2. Легенды
+4. Пословицы
+6. Поговорки
28. К какой группе исторических источников можно отнести монеты, медали, значки, амулеты, талисманы, обереги, иконы
+4. Вещественные (материальные) источники
29. К какой группе исторических источников можно отнести папирусы; глиняные таблички с клинописью; религиозные книги; государственные законы и т.п.?
+3. Письменные источники
30. Каким термином лорд Б.Мойниган обозначил врачей, которые проявили себя в политике, технике, литературе, искусстве и других сферах?
+4. Врачи-труэнты
31. Назовите наиболее известные общие эмблемы медицины
+1. Змея
–2. Солнце
+3. Свеча
+4. Красный крест
–5. Белый крест
32. Какую область медицины символизирует птица пеликан?
+2. Донорство
33. Какое животное в средние века считалось символом фармации?
+1. Крокодил
34. Назовите эмблемы фармации?
+1. Ступка с пестиком
+2. Крокодил
35. Назовите источники изучения истории первобытного врачевания и лекарствоведения
+1. Орудия труда и предметы быта, наскальные рисунки
+3. Данные палеопатологии: следы травм, трепанации черепа
+5. Обряды, заговоры, заклинания и другие
36. Для каких первобытных обществ источником изучения врачевания и лекарствоведения являются обряды, заговоры, заклинания, лекарственные средства, методы лечения и т.п., которые приводятся в описаниях путешественников?
+2. Синполитейных
37. Что изучает палеопатология?
+1. Патологические изменения останков скелета первобытного человека
38. Перечислите первобытные верования, которые оказывали влияние на врачевание и лекарствоведение
+1. Тотемизм
+2. Фетишизм
+4. Анимизм
+5. Магия
39. Что такое тотемизм?
+3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
40. Что такое анимизм?
+1. Вера в души, духов и одухотворение природы
41. Что такое фетишизм?
+4. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
42. Что такое магия?
+2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
43. На чем основывалось лечение заболеваний с позиций анимизма?
+1. Изгнание духов болезни посредством заговоров, обрядовых действий
+3. Использование для изгнания духов болезни одурманивающих, наркотических средств, горечей и др
+5. Изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок
44. Как с позиций анимизма объяснялись причины болезни?
+1. Болезнь - это результат вселения в тело духа умершего предка
+4. Болезнь - это результат вселения в тело злого духа, духа болезни
45. С какой целью первобытные люди проводили трепанацию черепа?
+1. Для изгнания злых духов и духов болезней
+3. С целью оперативного лечения после травмы
46. На чем основывалось лечение заболеваний с позиций фетишизма?
+4. Использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п
47. Как осуществлялась подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества и Древнего Мира?
+1. Семейные школы (передача знаний из поколения в поколение)
+3. Передача медицинских знаний узкому кругу посвященных
48. Можно ли считать первобытное врачевание и лекарствоведение примитивной медициной?
+2. Нет, оно не было примитивным для своего времени
49. Можно ли считать первобытное врачевание истоком народной, традиционной и научной медицины?
+1. Абсолютно верно
50. Как в старину на Руси называли лекарственные средства?
+1. Зелия
51. Кого в старину на Руси называли «зелейниками»?
+2. Людей, которые занимались сбором лекарственных растений и приготовлением лекарственных средств
52. Как на Руси называли народных лекарей?
+1. Знахари
+2. Кудесники
+4. Зелейники
+5. Ведуны, ворожеи, чародеи, колдуны и т.п
53. Кто в старину на Руси занимался родовспоможением?
+4. Бабки-повитухи
54. Какие средства используются в народной медицине восточных славян?
+1. Лекарственные растения
+2. Средства животного происхождения
+3. Минеральные средства
+4. Заговоры и молитвы
55. Что делали в старину в русской бане?
+2. Мылись и парились
+3. Лечили заболевания
+4. Принимали роды
+5. Делали кровопускания
56. Какая природная стихия у восточных славян в наибольшей степени почиталась как священная и обладающая целебной силой?
+2. Вода
57. Пирамиды, папирусы. Боги и божества: Исида, Тот, и др. Имхотеп. Заупокойный культ → бальзамирование → развитие описательной анатомии. Развитие химии, фармакологии, косметологии. Какая это цивилизация?
+3. Древний Египет
58. Перечислите источники изучения истории медицины и фармации древнего Египта
+1. Описания историков и писателей древности
+2. Пирамиды, мумии, гробницы, саркофаги, заупокойные стелах
+4. Папирусы
59. Какой папирус назывался «Книга приготовления лекарств для всех частей тела»?
+3. Эберса
60. Что составляло основу древнеегипетской мифологии и религии?
+2. Культ животных: Уаджит, Исида, Тот, Сохмет, Анубис и др
+3. Заупокойный культ, вера в загробную жизнь
61. Что означает древнеегипетский символ священный «глаз Гора»
+3. Символ долговечности, силы и великодушия профессии врача и аптекаря, изображался в начале медицинских предписаний («Recipe»)
62. Кто из богов, согласно мифологии, научил египтян бальзамированию?
+4. Анубис
63. Как еще называли автора книг по алхимии египетского бога Гермеса?
+2. Имхотеп
+3. Фармаки (защитник, избавитель, исцелитель)
64. Герметические книги – это …
+3. Древнеегипетские книги по алхимии, лекарствоведению
65. Почему древние греки называли Имхотепа «египетский Асклепий»?
+1. Имхотеп был реальным человеком, простолюдином, ставшим благодаря своему таланту верховным жрецом и известным врачом, а затем был обожествлен
+3. Имхотеп был искусным врачом, архитектором пирамид, астрономом, талантливым литератором и поэтом
66. Что такое анк (таукрест)?
+1. Один из наиболее древних медицинских символов
+4. Символ древнеегипетского бога-врачевателя Имхотепа
67. Какую древнюю цивилизацию считают родиной косметики?
+3. Древний Египет
68. Клинопись. Законы царя Хаммурапи. Боги и демоны: Эа, Иштар, Эрешкигаль, Нергал, Гула, Нингишзида, Ниназу, Пазузу, Ламашту и др. Врачи-эмпирики (асу) и врачи-заклинатели (ашипу). Какая это цивилизация?
+2. Древний Вавилон
69. Какие 2 группы врачевателей сформировались в древнем Вавилоне?
+1. Асу (врачи-эмпирики)
+3. Ашипу (заклинатели)
70. Как назывался один из наиболее древних правовых документов, который регламентировал деятельность врачевателя в древнем Вавилоне?
+4. Законы Хаммурапи
71. Традиционная медицина. Инь-ян, 5 стихий. Чжэнь-цзю терапия (акупунктура). Пульсовая диагностика. Женьшень, камфора. Гимнастика, массаж. Какая это цивилизация?
+2. Древний Китай
72. Назовите элементы медико-философских представлений, которые составляют основу традиционной китайской медицины?
+1. Существует 2 противоположных начала: инь и ян, их взаимодействие порождает 5 стихий. Нарушение их равновесия приводит к заболеванию
+3. Причина болезни – долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх)
+5. Выделяют 2 группы синдромов: избытка – ян-синдром; недостатка – инь-синдром
73. Какие лекарственные средства заимствованы научной медициной и фармацией из традиционной китайской медицины?
+1. Женьшень
+2.Лимонник китайский
+4. Камфора
74. Назовите древнюю цивилизацию, где появилась первая в Мире фармакопея?
+1. Древний Китай
75. Назовите древнекитайского натуралиста, автора трактата по лекарствоведению «Бэнь-цао-гань-му»
+2. Ли Шин Чен
76. Объясните механизм действия акупунктуры
+1. Энергия протекает через специальные каналы
+2. Главные каналы (меридианы) проецируются в определенных точках на поверхности тела (более 300); воздействие на них открывает эти каналы
+4. Через каналы выходит избыток энергии или восполняется ее недостаток; восстанавливается нарушенный баланс инь-ян
77. Что такое вариоляция?
+3. Форма профилактики натуральной оспы
78. Веды: «Аюрведа»; «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и др. Боги: Ашвины и др. Буддизм. Дхармашала. Касты. Лечили брахманы, кшатрии, вайшьи. Хорошо развита хирургии, ринопластика. Йога. Какая это цивилизация?
+4. Древняя Индия
79. Перечислите источники изучения истории медицины и фармации в древней Индии
+3. Веды
+4. «Предписания Ману»
+5. «Чарака-самхита»
+6. «Сушрута-самхита»
80. Какая религия оказала существенное влияние на развитие медицины и фармации в древней Индии?
+2. Буддизм
+5. Индуизм
81. Назовите наиболее известных врачей древней Индии
+1. Дживака
+3. Чарака
+5. Сушрута
82. В какой древней цивилизации считалось, что «в руках невежды лекарство – яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих, оно уподобляется напитку бессмертия»
+3. Древняя Индия
83. Назовите основные характеристики лечения болезней с позиций Аюрведы
+2. Большое внимание уделяется диетам и правильному питанию
+3. Использование пульсовой диагностики
+4. Используются исключительно природные средства лечения: травы, специи, минералы, эфирные масла и т.п.
+5. Система дош для определения характера и причин заболевания
84. Перечислите медицинские труды Тибета
+3. «Чжуд-ши»
+4. «Атлас тибетской медицины»
85. «Илиада» и «Одиссея» Гомера и др. Культ Асклепия: Гигиея, Панакея; асклепиады; асклейпионы. Врач↔Философ. Демокрит. Аристотель. Гиппократ, Герофил, Эразистрат и др. Какая это цивилизация?
+5. Древняя Греция
86. Для какой цивилизации наиболее характерно, что все великие врачеватели были философами, а многие философы хорошо знали медицину?
+4. Древняя Греция
87. Под каким именем был известен древнегреческий бог врачевания Асклепий у древних римлян?
+2. Эскулап
88. Назовите имя бога-целителя, с которым связано развитие храмового врачевания в древней Греции?
+2. Асклепий
89. Что такое асклейпионы?
+1. Храмы в честь Асклепия
90. Назовите наиболее почитаемых детей древнегреческого бога Асклепия?
+1. Гигиея
+4. Панакея
91. Какие термины произошли от их имен древнегреческих богинь Панакея и Гигиея?
+2. Панацея – универсальное средство от всех болезней
+3. Гигиена – наука о профилактике заболеваний
92. Кем считал себя Гиппократ по отношению к богу Асклепию?
+2. Асклепиадом, прямым потомком Асклепия
93. Что такое «вотивные приношения»?
+2. Изображения исцеленных органов из мрамора, золота, серебра, которые благодарные пациенты дарили храмам в древней Греции
94. К какой медицинской школе древней Греции принадлежал Гиппократ?
+2. Косская
95. Назовите труд Гиппократа, который включает 5 сочинений: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»
+1. «Гиппократов сборник»
96. Назовите труды, которые историки приписывают Гиппократу
+1. «Афоризмы»
+2. «Эпидемии»,
+3. «О воздухах, водах, местностях»
+5. «О переломах»
+6. «О древней медицине»
97. На чем основано учение Гиппократа о четырех темпераментах?
+2. Преобладание в организме одного из 4-х телесных соков: крови, слизи, желтой желчи, черной желчи
98. Назовите 4 темперамента согласно учению Гиппократа
+1. Сангвиник
+2. Флегматик
+4. Холерик
+5. Меланхолик
99. Назовите принцип лечения, основоположником которого считается Гиппократ?
+3. Аллопатия
100. Кому принадлежит изречение «Врач-философ равен богу»?
+1. Гиппократу
2. Перечислите основные достижения Гиппократа и его школы
+1. Принцип «не навреди»
+2. «Клятва Гиппократа»
+3. Принцип аллопатии
+5. Учение о четырех соках и четырех темпераментах
3. Цельс «О медицине», Гален «О назначении частей человече-ского тела»; акведуки, термы. Первые врачи – рабы, затем – врачи-отпущенники, свободные врачи. Валетудинарии, военные врачи. Архиатры. Какая это цивилизация?
+6. Древний Рим
4. Что было характерно для медицины и фармации Древнего Рима?
+1. Развитие военной медицины
+2. Врач состоял на государственной службе
+4. Архиатры – оплачиваемы должности врачей
5. Назовите медико-гигиенические достижения Древнего Рима
+1. Система канализации Cloaca Maxima
+3. Акведуки
+4. Термы
6. Назовите цивилизацию, где первыми профессиональными врачами были врачи-рабы (преимущественно греки)
+3. Древний Рим
7. Назовите наиболее известных врачей Древнего Рима
+1. Асклепиад
+2. Цельс
+3. Гален
8. Как можно охарактеризовать деятельность древнеримского врача К.Галена?
+1. Основоположник экспериментальной анатомии и физиологии
+2. Терапевт и хирург
+4. Врач-философ, познающий природу
+5. «Отец фармации»
9. Что было характерно для медицины и фармации в Визан-тии?
+1. Приюты для больных путников при христианских монастырях
+3. Деятельность врачей-энциклопедистов
+5. Развитие больничного дела
10. Какая религия оказала основополагающее влияние на развитие медицины и фармации в Арабском Халифате?
+3. Ислам
11. Что способствовало расцвету медицины и фармации в Арабском Халифате в период Средневековья?
+1. «Дома мудрости», библиотеки
+2. Могли трудиться ученые различных национальностей и религий
+4. Профессия врача считалась благословенной Аллахом
12. Назовите основное достижение средневекового врача Ибн ан-Нафиса
+2. Описал малый круг кровообращения (раньше, чем в Европе)
13. Известно, что в Арабском Халифате хорошо была развита фармация. Назовите основные достижения
+1. В 754 г. в Багдаде была открыта первая в Мире аптека
+2. Готовили спиртовые вытяжки из лекарственных растений
+4. Для улучшения вкуса лекарств использовали тростниковый сахар
14. Перечислите достижения алхимиков Арабского Халифата
+1. Водяная баня
+2. Перегонный куб
+4. Азотная и соляная кислоты
+5. Спирт из тростникового сахара
15. Определите вклад Джабир ибн Хайана (Гебера) в развитие фармации и медицины
+1. Разработал химические процессы прикладного характера
+2. Описал 3 субстанции, что в дальнейшем стало основой для их разделения на металлы, неметаллы и летучие вещества
+3. Усовершенствовал алхимические операции: кристаллизацию, дистилляцию, сублимацию, испарение и др
+5. Изобрел дистиллятор
16. Определите вклад Ар-Рази (Разеса) в развитие фармации и медицины
+2. Изучал действие солей ртути на организм обезьяны
+3. Создал классификацию химических веществ, в которую вошли 3 класса: 1) землистые (минеральные); 2) растительные; 3) животные
+6. Описал новые аппараты, проборы и химические процессы
17. Определите вклад Ибн Зохра (Авензоара) в развитие фармации и медицины
+1. Прославился как искусный хирург и анатом.
+4. Описал операцию трахеотомии
+5. Высказал идею о необходимости испытаний ЛС на животных
+6. Описал некоторые типы опухолей
18. Определите вклад ал-Бируни в развитие фармации и медицины
+3. Автор труда «Фармакогнозия в медицине»
+4. Определил удельный вес многих веществ
19. Определите вклад Ибн ал Талмита в развитие фармации и медицины
+2. Глава врачей Багдада в XII в.
+3. Автор лучшей фармакопеи своего времени
20. Назовите город, где в 754 г. появилась первая в Мире ап-тека?
+2. Багдад
21. Назовите латинизированное имя известного средневекового врача Ибн Сины
+2. Авиценна
22. Кто является автором «Канона медицины»?
+4. Ибн Сина
23. Кого называли аш-Шейх ар-Раис («глава ученых», «князь врачей»)?
+2. Ибн Сину
24. Почему в период раннего и классического средневековья в Западной Европе наблюдался упадок культуры и науки, господство темноты и невежества?
+1. Отсутствие государств
+2. В этот период происходило становление европейской цивили-зации
+5. Тормозящее влияние церкви
25. Что оказывало основополагающее влияние на развитие медицинской науки в эпоху Средневековья в Западной Европе?
+2. Католическая церковь
26. В чем заключалось положительное влияние католической церкви на развитие медицины и фармации в Западной Евро-пе?
+2. Библия как источник медико-гигиенических знаний
+4. Открытие шпиталей, аптек, приютов, богаделен
+5. Открытие медицинских факультетов при университетах
27. В чем заключалось отрицательное влияние католической церкви на развитие медицины и фармации в Западной Евро-пе?
+1. Схоластика и господство церковных догм
+3. Инквизиция (борьба с ересью, гонения на иноверцев, ведьм и др.)
28. Средневековая схоластика – это ….
+1. Религиозная философия, основанная на церковных догматах
+2. Философия, основу которой составлял галенизм
+4. Заучивание трудов Галена, Гиппократа, Авиценны, Аристотеля
29. Что такое галенизм?
+1. Искаженное, одностороннее понимание учения Галена
+2. Основа средневековой схоластики
30. Кто подвергался преследованиям со стороны инквизиции?
+1. Ученые и врачи, которые стремились к осмыслению человече-ской природы через собственные наблюдений и умозаключе-ния
+2. Иноверцы (иудеи, мусульмане), среди которых были лекари, аптекари, алхимики
+4. Ведьмы, среди которых были женщины, которые знали пови-вальное дело, целебные свойства растений
31. Чем знаменита Салернская медицинская школа?
+1. Старейшая медицинская школа в средневековой Европе
+3. «Салернский кодекс здоровья»
+5. Она единственная в стране имела право присваивать звание врача и давать лицензию на медицинскую практику
32. Какой город в средневековой Европе называли «городом Гиппократа»?
+2. Салерно
33. Что первоначально означал термин «университет»?
+1. Объединение людей одной профессии
34. Какой язык считался в Средние века в Западной Европе «языком учености»?
+2. Латинский
35. Как преподавали медицину в средневековом университете?
+1. В прогрессивных университетах труп вскрывался 1 раз в 5 лет
+4. Лектор дословно читал книгу с кафедры, не изменяя ничего из написанного в книге
+5. Наизусть заучивали тексты Галена, Гиппократа, Авиценны
+6. Принцип обучения «слушая и видя»
36. Какие факультеты обязательно имели средневековые университеты?
+2. Медицинский
+3. Юридический
+4. Теологический
+6. Подготовительный
37. Назовите наиболее популярный метод лечения в средневековой Европе, использовавшийся практически при всех заболеваниях
+3. Кровопускание
38. Средневековый врач в одном лице сочетал несколько функ-ций. Назовите их
+1. Врач
+2. Алхимик
+3. Астролог
+5. Маг
39. Что способствовало распространению массовых эпидемий инфекционных заболеваний в средневековой Европе?
+1. Порицание культа чистоты тела со стороны церкви (аскетизм)
+2. Отсутствие в городах канализации и водопроводов
+5. Крестовые походы
+6. Незнание истинных причин заболеваний и отсутствие антибио-тиков
40. Назовите инфекционные заболевания, получившие наиболь-шее распространение в средневековой Западной Европе?
+1. Чума
+3. Проказа
41. «Черная смерть» – это …
+2. Эпидемия чумы в Западной Европе в XIV веке
42. Назовите средневекового врача и астролога, который участвовал в ликвидации эпидемий чумы в Западной Ев-ропе?
+4. М.Нострадамус
43. Как поступали с прокаженными больными в средневековой Западной Европе?
+1. Прокаженного больного при жизни отпевали в церкви
+3. Прокаженных изгоняли из общества, они жили в изоляции
+4. Для изоляции прокаженных открывали лазареты
+5. Прокаженные носили специальную одежду и колокольчики
44. Чем занимались средневековые цирюльники?
+1. Брили и стригли волосы
+2. Готовили простые лекарства
+4. Вырывали зубы
+5. Производили хирургические операции
45. Можно ли говорить о тождественности профессий цирюльника и хирурга в период Средневековья?
+1. Да
46. Определите социальный и профессиональный статус хирур-гии в Западной Европе в период Средневековья?
+4. Ремесло
47. Определите форму подготовки аптекарей в средневековой Европе
+4. Ученичество
48. Что искали средневековые алхимики?
+1. Способ получения золота из неблагородных металлов
+2. «Философский камень»
+4. «Эликсир долголетия»
49. Историческое и научное значение средневековой алхимии в том, что...
+2. Были получены многие лекарственные средства
+3. Были разработаны новые химические методы и приборы
+4. Алхимия является промежуточным этапом развития современ-ной научной химии
50. Назовите известных алхимиков эпохи раннего и классического средневековья
+1. Раймонд Луллий
+2. Альберт Великий
+3. Роджер Бэкон
+6. Фридрих Сертюрнер
51. Определите вклад Раймунда Луллия в развитие фармации и алхимии
+2. Описал способ приготовления азотной кислоты
+3. Оригинальное определение, отражающее взаимосвязь между алхимией и врачеванием
52. Определите вклад Альберта Великого в развитие фармации и алхимии
+1. Поддерживал серно-ртутную теорию металлов, называл ртуть «живым серебром»
+2. Знал способы определения подлинности золота
+5. Умел отделять благородные металлы от неблагородных метал-лов
53. Кого из алхимиков называли «доктор всезнающий, универсальный, великий в естественной магии, еще более великий в философии…»?
+2. Альберта Великого
54. Какими личными качествами, по мнению Альберта Вели-кого, должен был обладать алхимик?
+1. Быть молчаливым и скромным и никому не сообщать ре-зультатов своих исследований
+4. Быть достаточно богатым, чтобы покупать все необходимое для опытов
+5. Избегать всяких отношений с сильными мира сего, так как они будут постоянно интересоваться результатами его труда
+6. Быть терпеливым и выносливым
55. Определите вклад Фра Бовентуры в развитие фармации и алхимии
+2. Заметил свойство «царской водки» растворять золото
+3. Установил свойство азотной кислоты растворять серебро и отделять его от золота
+5. Писал работы по медицине и фармации
56. Определите вклад Роджера Бэкона в развитие фармации и алхимии
+1. Изучал свойства селитры, описал способы получения фосфора, магния, висмута
+2. Предсказал появление химической науки, которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человеческую жизнь»
+4. Первым в Европе нашел способ приготовления черного пороха
57. Чем знаменит французский алхимик Николас Фламель?
+3. Утверждал, что ему удалось получить золото с помощью «философского камня»
+5. На свои деньги он щедро оплачивал строительство часовен и больниц
58. Какие функции выполняла средневековая аптека?
+1. Приготовление лекарств
+2. Продажа драгоценных камней и амулетов
+4. Изготовление и продажа кондитерских изделий
+6. Приготовление алкогольных напитков
59. Что требовалось в период Средневековья от будущего ученика аптекаря в отличие от ученика цирюльника?
+4. Умение писать и читать
60. Что такое митридаты и териаки?
+2. Многокомпонентные лекарственные прописи в период средневековья
61. Как назывались в период Средневековья многокомпо-нентные лекарственные прописи
+1. Митридаты
+3. Териаки
Тема 6. Фармация и медицина в эпоху Возрождения и Рефор-мации (XV-XVII вв.)
62. Назовите основные черты развития науки в эпоху Возрождения
+1. Гуманизм
+2. Антропоцентризм
+4. Метафизическое мышление
+5. Развитие опытного метода
63. Назовите выдающихся представителей медицины эпохи Возрождения
+1. Т.Парацельс
+2. А.Паре
+3. Дж.Фракасторо
+5. А.Везалий
64. Назовите положительные аспекты влияния великих геогра-фических открытий на развитие медицины и фармации
+1. Происходило взаимообогащение медицинских знаний между разными народами
+2. В Европу были завезены новые лекарственные средства
+4. Началось активное изучение и описание новых лекарственных растений
65. Назовите негативные медицинские последствия открытия Америки
+3. Натуральная оспа использовалась как примитивное бактериологическое оружие против коренного населения
+4. Была также уничтожена большая часть историко-медицинского наследия древних цивилизаций инков, майя, ацтеков
+5. В Америку с Европейского континента были завезены новые заболевания
66. Определите вклад французского аптекаря XVI века Т.Леспленгни в развитие фармации и медицины
+2. Дополнение к Фармацевтическому кодексу
+4. «Малый трактат о лесах Эскина», который содержал рекомен-дации по лечению сифилиса лекарственными растениями
67. Определите вклад испанского врача XVI века Н.Монарда в развитие фармации и медицины
+3. Собрал и описал многие растения Америки
+5. Его гербарии стали экспозицией первого в мире музея лекарственных растений
+6. Труд «Медицинская история западной Индии»
68. Определите вклад немецкого ботаника, врача и аптекаря XVI века В.Кордуса в развитие фармации и медицины
+1. Описал получение этилового эфира перегонкой смеси серной кислоты с винным спиртом
+4. Его работы способствовали созданию «Нюрнбергской фарма-копеи»
+5. Автор комментариев к работам Диоскорида
69. Какое лекарственное средство, согласно легенде, в XVII в. привез из Перу в Европу монах-иезуит Хуан Лопес?
+1. Хину
70. Какое отношение к медицине имеет польский астроном и математик Н.Коперник?
+3. Был практикующим врачом
+4. Был инициатором строительства водопровода в городах Речи Посполитой
71. Какие три основные цели медицины сформулировал в своих трудах английский философ и политический деятель Ф.Бэкон?
+1. Сохранение здоровья
+2. Излечение болезней
+4. Продление жизни
72. Назовите пути развития медицины, которые определил в своих трудах английский философ и политический деятель Ф.Бэкон
+1. Изучение анатомии больного организма
+2. Изобретение методов обезболивания
+3. Использование природных факторов
+5. Развитие бальнеологии
73. Определите вклад французского философа Р.Декарта в развитие медицины
+1. Основоположник ятрофизики
+4. В простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги
+5. Разработал оптическую теорию зрения
74. Определите вклад С.Санторио в развитие медицины и физиологии
+2. Создал термоскоп (прибор для измерения теплоты тела)
+4. Изобрел сфигмометр (прибор для измерения пульса)
+5. Сконструировал камеру-весы для изучения обмена веществ путем взвешивания себя, пищи и выделений организма
75. Основоположниками научной анатомии в эпоху Возрождения являются …
+1. А.Везалий
+4. Л. да Винчи
76. Определите вклад Леонардо да Винчи в развитие медицины
+1. Выделил в сердце 4 камеры
+2. Правильно описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы;
+3. Один из основоположников научной анатомии
+5. Методика промывания органов проточной водой
+6. Методика инъецирования воском желудочков мозга и сосудов
77. Назовите врача эпохи Возрождения, который предложил символ медицины – горящую свечу и девиз «Светя другим, сгораю»
+2. Н.Тульп
78. Чем знаменит английский врач, физиолог и эмбриолог У.Гарвей?
+2. Рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообра-щения
79. Определите вклад М.Сервета в развитие медицины и физио-логии
+5. Впервые в Европе описал малый круг кровообращения
80. Какое из утверждений правильно характеризуют ятрохи-мию?
+1. Ятрохимия – это промежуточный этап в развитии химической науки в эпоху Возрождения, человек рассматривался как совокупность химических процессов
+4. Основоположник ятрохимии – Парацельс. Его система лечения основывалась на трех элементах: сере, ртути и сурьме, и их соединениях
81. Назовите выдающихся ятрохимиков эпохи Возрождения
+1. А.Либавий
+3. В.Сала
+4. Д.Сильвий
82. Как определил Т.Парацельс назначение химии?
+2. Химия создает лекарства и направляет их против болезней
+4. Химия должна изучать процессы в организме человека
83. Определите вклад Т.Парацельса в развитие фармации и медицины?
+1. Один из основоположников ятрохимии
+3. Ввел в фармацевтическую терминологию понятие «галеновые препараты»
+4. Сочетал опытный метод познания природы и стремление к магии и пониманию воздействия небесных тел на судьбы людей и их здоровье
+5. Врач-теоретик и практик, основоположник опытного метода в медицине,
84. Кто является автором известного постулата «Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством»?
+5. Т.Парацельс
85. Что, по мнению Т.Парацельса, делает вещество ядом или лекарством?
+2. Доза
86. Кем, по мнению Т.Парацельса, не должен быть врач?
+2. Мучителем, палачом, слугой палача
87. Определите вклад А.Либавия в развитие фармации и ятрохимии
+2. Автор труда «Алхимия», в котором приведено описание химиче-ской посуды, нагревательных приборов, химических операций
+3. Описал получение серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры
+4. Создал первый проект идеальной химической лаборатории
88. Кто создал первый проект идеальной химической лаборато-рии?
+2. А.Либавий
89. Определите вклад И.Гельмонта в развитие фармации и ятрохимии
+1. Получил медь из медного купороса
+2. Ввел термин «газ» и заложил основы химии газов
+5. Выдвинул идею о роли ферментов в процессах в живом орга-низме
90. Определите вклад А.Сала в развитие фармации и ятрохи-мии
+1. Описал способы получения серной и фосфорной кислот
+2. Считал ферментацию результатом «естественного движения в растительных продуктах»
+5. Описал способ очистки сахара
91. Определите вклад Г.Агриколы в развитие медицины, фармации и химию
+2. Сведения по металлургической химии, химии минералов, пробирному искусству
+3. Предложил меры предупреждения болезней профессиональных болезней
+4. Труд «О горном деле и металлургии»
+5. Способствовал развитию аналитической химии
92. Какие инфекционные болезни преобладали в Европе в эпоху Возрождения?
+1. Натуральная оспа
+3. Сифилис
93. В эпоху Возрождения ученые считали, что причинами эпиде-мий являются …
+1. Землетрясения
+2. «Миазмы»
+3. Особое положение звезд
94. Кто сформулировал первую научно обоснованную кон-цепцию распространения инфекционных болезней – «учение о контагии»?
+3. Дж.Фракасторо
95. Определите вклад итальянского врача эпохи Возрождения Дж.Фракасторо в развитие медицины
+2. Учение о контагии (о распространении инфекционных болезней)
+3. Труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении»
+4. Ввел термин «инфекция»+5. Поэма «Сифилис, или фра